16
Дек
09

Икота

Случайно попал на статью в википедии про икоту. Ну а там в конце как водится — пруфлинки. Вот перепечатываю статью «Просит пить икота» из газеты «Правда севера».

Ико́та — неспецифическое нарушение функции внешнего дыхания, которое возникает в результате серии судорожных толчкообразных сокращений диафрагмы и субъективно проявляется неприятными короткими и интенсивными дыхательными движениями. Один из возможных симптомов переохлаждения, переедания и др. состояний.

Причиной икоты являются более резкие, чем обычно, сокращения диафрагмы, при этом вдохи сопровождаются как бы коротким удушьем.

Икота возникает иногда у здоровых людей без видимой причины и, как правило, представляет собой безвредное, быстро прекращающееся явление. Икота может возникнуть при общем охлаждении, а также при раздражении диафрагмального нерва (описан случай возникновения длительной икоты с частотой сокращений диафрагмы равной частоте сердечного ритма при замыкании повреждённого провода от кардиостимулятора на диафрагмальный нерв).У молодых женщин икота иногда имеет психогенную природу.

Медведевой В. В. описано возникновение икоты вследствие т. н. психической эпидемии. Больные — женщины, проживающие в Пинежском районе Архангельской области икали месяцами, заражаясь икотой друг от друга (пинежские икотницы).

Просит пить икота

Недавно попала в мои руки дешевая книжка, автор которой, по ее словам «провела журналистское расследование по поводу сглаза и порчи». Хорошо еще, думаю, в суд на порчу не подала и прокурорской проверки сглаза не потребовала. Как же я удивилась, узнав, что… на пинежских икотниц и в суд подавали, и выселяли, и убить пытались. И занимался икотницами-покрикухами даже Архангельский обком партии! Здесь без «журналистского расследования» не обойтись — берегись, икота…

«Папа умер, не играй на нервах!»

«Без крестика на улицу не выходи, у нас так нельзя, нужна защита», — настроила меня на серьезный лад… учительница местной школы. Не удивляйтесь, если ангельского вида местная бабушка вдруг «даст» по выглянувшей из окна соседке очередью матюков — это местный «репеллент» от темных сил, говорят, лучше всего помогает! Тем более, что «и молодые поганки ныне «сажать» научились — дурно-то дело нехитро!»

«Икота-то во мне до сих пор живет. Как в баньку соберусь, она и просыпается. «Папа, папа, в баньку хочу», — кричит диким голосом из меня. Попарюсь, так она и замолчит, ублажится — того и надо. А я, после того, как успокаиваюсь, ей строго объясняю: «Папа умер, не играй на нервах!» Имя местной бабушки, рассказавшей мне о своих отношениях с икотой, назвать не могу — односельчане ее за такие дела не похвалят…

Православно-икотная Сура, неправильно сросшаяся кость… Веками церковь пыталась выдавить из нее язычество. Но на местных дрожжах «выходила» странная вязкая смесь — вера в бога слилась в местном народе с древним страхом перед существом по имени икота. Это пинежское чудище можно «подсадить» и передать ближнему, пожелав зла. Коренные сурянки носят крестик под тяжестью янтарных бус, а по дороге в сельмаг жуют кору деревьев, чтобы защититься от «подсадки» нечести.

— И че про нее писать-то? Только народ еще больше баламутить!

— Вы знаете, у меня тетя умирала — кричала не своим, а подвздошным таким голосом до последнего дня, «посадили» ей…

В икоту здесь безоговорочно верит большинство, можно даже опрос общественного мнения не проводить. Правда, многие говорят о ней, опасливо пряча глаза. Может быть, это страх, может, защита…

При этом, в окружении икотниц здравствуют правнучатые племянники Иоанна Кронштадтского: вскормленная язычеством Сура — родина православного святого. В домах — фотографии его семьи. Приходской совет села восстанавливает Никольский храм, у освященного Иоанном Кронштадтским источника стараниями православной общины выстроена купальня и деревянная часовня. Место, как говорят, намоленное. Но…

— Не так давно одна из наших послушниц была в Архангельске и зашла в Свято- Ильинский собор. Подошла к ней прихожанка, спросила: «Откуда ты?». Когда узнала, что из Суры, отшатнулась в испуге, словно от прокаженной: «Там ведь одни икотницы живут!», — рассказывает послушница Сурской женской общины Рипсимия.

В 70-х годах округа больше всего страдала от икотной заразы. В одной из деревень Сурского сельского совета, Шуйге, женщины кричали едва ли не в каждом дворе. На тех, кого считали виновными в «подсадке», по словам свидетелей событий, «подавали в суд, их выселяли и преследовали, пытались убить». В сурскую чертовщину пришлось вмешаться даже Архангельскому обкому партии: в медицинский институт было направлено письмо с просьбой разобраться в ситуации и оказать помощь. «Из Шуйги икотниц привозили в сурскую больницу на грузовике человек по пятнадцать. Как они верещали! Наш доктор их гипнозом лечил. Выйдет после сеанса — голова болит. Так его санитарочки чаем с травами отпаивали», — вспоминает Анисья Дорофеева.

Доцент института психиатрии и психологии СГМУ Валерия Медведева многие годы лечила и изучала икотниц, а позже в Институте имени Сербского даже кандидатскую диссертацию на эту тему защитила (работа велась под грифом «секретно»). По словам Валерии Вячеславовны, пинежская икота — это нервно-психическое расстройство, проявляющееся своеобразной «закрепленной» реакцией на какой-то мелкий стресс, неприятность. У икотницы происходит как бы сужение сознания, она утрачивает контроль за тем, что кричит. При этом все слышит, все осознает, но перестать не может. Многие икотницы даже в Архангельск приезжали за психиатрической помощью.

Доктор Медведева считает, что в Суре была нервно-психическая эпидемия, когда малообразованные местные женщины, глубоко верившие в существование темной силы, подавали своего рода «пример крика» другим. Поэтому иногда, чтобы избавиться от икоты, сурянке достаточно было уехать подальше от деревни, в которой «кричали».

Главное — не дать ей напиться!

Между тем, сурские бабули над гипнозами и психиатрами хихикают в кулачок. Они-то «лучше знают», как выгнать икоту! К примеру, Ольга, по рассказам, после замужества начала худеть на глазах, таять, есть не хотела и… «кричала». Ее закрыли в лесной избушке, полностью лишив еды и воды. Пить давали лишь настой местной травки, вызывающий сильную рвоту, причем рвотные массы регулярно «инспектировались». В мучениях провела Ольга дня два. Пока наконец из нее не вышло нечто, по свидетельству очевидцев, похожее на чайный гриб. После этого женщина сутки проспала и вновь прежнюю силу почувствовала…

А «гриб» обязательно подлежит сожжению со словами: «Как береза гнется, скрипит да верещит, так и ты скрипи да верещи». После этих слов, проговоренных в печную трубу, напустившая порчу обязательно придет в дом: «Дуня-архирейка (это прозвище) как-то наложила порчу на Настю, и ей дали отворот. Так она ить пришла, да в ворота колотила, да потом в окно. Легла в огороде и катается, и «кричит» — плохо ей. А не уследишь, пустишь в дом — «подновит» икоту-те, воротит…»

Сурская икота многолика: быват с дикостью — одна «подсаженная» три года под крыльцом просидела»; случается, пострадавшая от «подсада» слабеет на глазах и умирает; другие с икотой уживаются, страдая от шуток односельчан. Так, икотницу Анфису Лаврентьевну Щербакову из д. Лохново соседи нередко доводили до «крика» напоминаниями о лягушках и червях. Кричать не своим голосом она начинала также при виде сырых помидоров. Причем безобидная и добрейшая Анфиса Лаврентьевна выпестовала многих лохновских малышей. Своих растить не довелось — сразу после свадьбы завидовавшая ей по-черному соседка пообещала: «Детей у тебя не будет, болеть станешь, а муж помрет». После того, как последнее пророчество сбылось, Анфиса Щербакова начала «кричать»…

Многие сурские икотницы пострадали от народного гнева: одну из них со всей семьей переселили в Шуйгу. По свидетельству местных: «Скольких баб «посадила», а когда к ней в дом пришли с проверкой, нашли под крыльцом… серп и нож. Это для того, чтобы отворот не подействовал, и пущенная на соседей икота обратно не вернулась».

Непонятная сила у сурской земли: насколько глубоко отклоняется маятник в сторону всякой нечести, настолько же и в обратную. Две недели назад ту же Шуйгу трясло от совсем другого чуда — икона Спасителя обновилась. Свидетелями события стали четверо, причем один из присутствовавших — участковый инспектор милиции. Раньше на метровой иконе (скорее всего, это часть бывшего иконостаса из сурского монастыря) в деревне Оксовица возили навоз. Но местная прихожанка Надежда Новикова икону отмыла и водрузила на стол в своем шуйгинском доме, хотя изображения на ней почти не было видно..

В июне при непонятных обстоятельствах женщина пропала, причем до сих пор Надежду не нашли. Участковый Михаил Лохновский собирал показания, долго беседовал с родственниками. Как позже рассказывали потрясенные свидетели обновления, ровно в двенадцать ночи на икону сошел какой-то луч, после чего на ней началось быстрое движение. Вызванным в качестве «неотложки» сурским послушницам было рассказано также о неком мифическом дедушке, который, якобы, сидел на иконе, свесив ножки (возможно, дедушку видели уже «под наркозом»). Между тем, лик Спасителя был четко очерчен на вызволенном из-под навоза чуде…

«Таку килу поставили — аж бурлаки закатились»

«А дочка-то у меня как «кричала! Три года исполнилось малышке, а уже «посажена» была, — рассказывает местный житель Георгий. — На улице местная женщина ей вслед бросила: «Ух, какая красивая!» Домой девочка пришла, и через некоторое время ей плохо стало. Вопила истошно круглые сутки, аж венки набухнут как у старика. Лечили ее и в местной больнице, и в районной, уколы делали. Ничего не помогало, ночами мы не спали — все укачивали ее да успокаивали. А девочка уж худеть да бледнеть начала, ничего не ела. Наш доктор говорит: «У тебя только один выход — к бабкам».

Пришла к нам Марфа Семеновна, принесла масло из дождевых червей, нож малышке под подушку сунула, да «заговор» сделала… После этого дочка заснула крепко, а наутро все у нее прошло».

«Мне-то икоту «засадили», когда мы с девками ячмень клали кучами. Репу едим, а одна из девок-от говорит: «У тебя сладка ли? Откусить дай!» Я дала, а потом, нет, чтобы серпом схлестнуть откушенно место, так за ней ить доела. Домой пришла, села, и встать не могу, ног словно нет. Травами икотными меня поили, без воды держали. Так я воду с окон слизывала. Икота ведь пить просит, чтоб ей отпиться! А потом мама чай забыла на столе, я и выпила. Поэтому икота не вышла, так и сидит во мне до сих пор, и «кричит» временами. Мужик встречный как-то сказал: Ножки у твоей икоты были толсты, а стали тоненьки да пооборваны…»

В ночь на Ивана Купалу с шестого на седьмое июля каждый год у сурских женщин экспедиция за травами. Древнее знание, которым владеют сурянки, гласит: после захода солнца на Иванов-день травы получают особую силу. Благоговение — перед корнем папоротника, похожим на клубочек червей. Его здесь называют «килий корень» и хранят почти в каждой семье от… килы. Если «посадят» килу-нарыв на руку — вся она разбухнет. На шею — дышать человек не может… «Быват, килу пускают по суставам — так ломает! Быват, «садят» килу с «девятирихой» — это когда вокруг большого нарыва еще девять маленьких».

«Четыре раза хирурги мою ногу резали — до самой кости, — вспоминает молодая сурянка Ирина, — ничего не помогало, нога нарывала еще больше и разбухала, стала фиолетовой. Пока бабушки не наложили заговоренный корень папоротника, растертый со сметаной. К утру гной начал выходить, сразу стало легче. А икотница после вокруг дома ходила весь день — она после «отворота» коли не увидит «свое творение», так плохо ей…»

«Мне такой нарыв на лицо «поставили» — аж бурлаки закатились, — делится печальным опытом сурская бабушка, — Да по суставам пустили, да по руке — по полу каталась. Потом пришла старуха со Слуды. Говорит, килья засажена. «Начитала» она килий корень, и к утру весь гной вышел в тряпки. А было еще, засадили килу моему барану Борьке: девка одна сглазила. Так у него повело все сзади-то, красно стало, горячо, и болит, и болит. Пока папоротником я Борьку не пролечила…»

«Подложить» научный фундамент под сурские «зарисовки» я попросила члена архангельской областной комиссии по выдаче диплома народного целителя профессора СГМУ Владимира ПОПОВА:

— В каждой местности есть свой подобный феномен. У ненцев — шаманы, которые вводили себя в транс, употребляя настой мухоморов, а потом доводили до исступления соплеменников, пивших шаманскую мочу. Есть свои «народные герои» и у бурятов, и у скандинавов, и в республике Коми.

Казалось бы, «колдовство» пинежских икотниц можно объяснить с научной точки зрения: так, появлению нарывов способствует иммунодефицитное состояние, а его реально спровоцировать сильным психогенным воздействием. Что сказать про «чайный гриб», выходящий из икотницы после длительной рвоты? Если вначале со рвотными массами организм покидает содержимое желудка, то потом возможно сокращение желчного пузыря и выход более густой коричневатой желчи.

Вместе с тем, все это очень тонкие, часто необъяснимые вещи: икотниц (как и шаманов, других народных целителей) можно долго изучать, но, вообще-то, изучить невозможно! К примеру, почему подобные феномены существует только в определенной местности, не распространяясь за ее пределы? Знаете, в Северодвинске как-то пытались внедрить методику филиппинских народных целителей — хилеров (они проводят операционное вмешательства без скальпеля, руками). Так вот, не прижилась методика…»

…Странное совпадение, но коллеги не дадут соврать: когда материал был готов к печати, в редакцию позвонил мужчина: «Напишите, от чего бывает икота. Я от нее девять лет избавиться не могу». Тьфу на нее…

Татьяна СУХАНОВСКАЯ.
15/07/2004

Просит пить ИКОТА

Версия для печати
Реклама

0 Responses to “Икота”



  1. Добавить комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


Декабрь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Янв »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Twitter лента

Blog Stats

  • 56,183 hits

%d такие блоггеры, как: